СЫРОЕДЕНИЕ. Форум, посвященный всеядному сыроедению, сыроедению эпохи Палеолита, питанию сырой рыбой, мясом и морепродуктами. Только у нас вы сможете прочитать ПРАВДУ о сыроедении."СУПЕРСЫРОЕД" был основан бывшими веганами.

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Интересные и забытые факты из истории рождества и новогодней елки

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Во время празднования рождества в XIX веке дети по команде хозяина дома бросались на елку, валили ее на пол, топтали ветки и обдирали украшения
Анатолий МАКАРОВ специально для "ФАКТОВ"
24.12.2005
 
Приносить в дом лесную красавицу и наряжать ее на радость малышам придумал вождь немецких протестантов Мартин Лютер еще в 1512 году Недавно нью-йоркские дизайнеры объявили, что хитом нынешних новогодних торжеств станет... елка на потолке. Ничего нового американцы не придумали. История рождественской елки как раз с потолка и началась. По преданию 24 декабря 1512 года (здесь и далее даты даются по старому стилю) вождь немецких протестантов Мартин Лютер, прогуливаясь по лесу, загляделся на припорошенную снегом елочку и ему захотелось порадовать своих детей этим чудом природы. Горожане и раньше приносили в начале зимы елки из леса, но ставились они не в доме, а во дворе, чтобы их колючие ветки отпугивали от жилища чертей.
Елку подвешивали к потолку, чтобы она не мешала детям веселиться
Лютер не захотел делать из елки пугало. Он внес ее в дом на радость детворе, украсил яблоками, сластями и ватными пушинками. Предусмотрительный пастор подвесил деревце под потолком, чтобы дети, распевая песенки во славу божественного младенца, могли вдоволь насладиться видом развешанных на зеленых ветвях подарков. Во время праздника сладости снимали и раздавали детишкам, а елку в тот же вечер выбрасывали. В этом был свой резон. Лишившись праздничного наряда, лесное деревце уже не радовало глаз. К тому же в комнате с низкими потолками оно мешало. Правда, тонкие натуры находили такое обращение с рождественской гостьей грубым и бездушным. Было время, когда печаталось множество стихов о горькой участи лесной красавицы, поруганной в минуту своего торжества и безжалостно выброшенной на помойку.
Протестам защитников елок вняли только тогда, когда деревья сняли с потолка и поставили на отдельный стол. Появились специальные елочные игрушки и украшения, которые не предназначались для дарения. Перед тем как выбросить, елку следовало теперь "раздеть". Но многие оттягивали этот момент, и лесная красавица оставалась в домах на все Святки (с 24 декабря до 7 января). В XIX веке Рождество с елкой стали праздновать не только в Германии, но и в других странах. Довольно поздно появилась она в Англии, где в Рождество заносили в дом зеленую ветку омелы. Для внедрения елки в английское общество потребовалось вмешательство королевы Виктории и принца Альберта. В назидание подданным они устроили первую английскую рождественскую елку в 1844 году в Виндзорском замке для принца Уэльского (короля Эдуарда VII) и старшей принцессы.
Еще позже утвердилось "немецкое Рождество" в православном мире. Киевляне могли видеть нарядные ели у немецких офицеров, служивших в местном гарнизоне по найму, но в своих домах их не ставили, опасаясь обвинений в отступлении от традиций. А если кому-то очень хотелось провести Рождество по-европейски, тот приглашал священника и "перекрещивал" Лютерово дерево на православный лад. Обычай нелепый, обременительный, но он еще долго сохранялся в Киеве.
Первое найденное мною упоминание о повсеместном распространении рождественского деревца в Киеве относится к 1855 году. Корреспондент губернских ведомостей прошелся в Сочельник по Крещатику и обнаружил бойкую торговлю елками и украшениями к ним. "Для детей мало-мальски достаточные родители, - писал он, - делали елку, украшая ее лентами и золочеными орехами, конфетами и игрушками".
Под потолок елок киевляне не вешали. Их ставили по новому обычаю на столы. Впрочем, заглянув в Сочельник в залу какого-нибудь богатого киевского дома, где ожидался детский праздник, мы бы увидели не только убранную сластями и фруктами елку, но и разложенные перед ней на столе разные вещи: книги, куклы, игрушки и даже сапоги, шубки, шапки, маленькие платьица и сюртучки... Перед тем как прийти к нам, рождественский обряд посетил и романские страны, где обогатился старыми римскими обычаями, среди которых почетное место занимал ритуал праздничного подношения. Его ввели в Италии римские императоры. Во Франции новогодние подношения были также в центре торжеств. На детских праздниках их раскладывали на столах и вручали перед началом веселья. Потом очередь доходила до украшений. Их раздавали в виде призов. К концу вечера елка теряла свое великолепие. Дети расходились по домам.
Чтобы избежать унылого финала, киевский меценат, собиратель древних казачьих реликвий, старинных икон и книг Василий Тарновский-младший предложил затею в близком его душе запорожском вкусе.
На устраиваемых в его доме Сочельниках он появлялся в гетманском костюме. Сначала детям раздавали подарки, потом начиналось празднование. Все пели, танцевали, но знали, что главное - впереди. И действительно, в разгар веселья хозяин поднимался со своего кресла и объявлял "приступ елки". По его команде дети обступали ее со всех сторон и бросались в атаку. Хватали все, до чего доставали, потом валили дерево на пол, топтали его ветки и обдирали украшения. Сильнейшие получали богатый "трофей", маленькие оставались ни с чем. Такие праздники в казацком вкусе начали было устраивать у себя и другие киевские украинофилы, но вскоре отказались от них. Подлинно казачьего в них было мало, а детских обид много.
Лучшим подарком считалась книга, символизирующая эпоху науки и прогресса
На этом эксперименты не закончились. Патриотически настроенные горожане никак не могли смириться с тем, что в новых рождественских обрядах не было ничего подлинно украинского. Многие решительно перекраивали общепринятый сценарий торжеств и вставляли в него старинные украинские ритуалы, сохранявшиеся в селах веками. Известная писательница-аристократка Наталена Королева, приехав в начале XX века из Испании в Киев к отцу, застала здесь Рождество в украинском национальном вкусе. Особенно поразил ее языческий дидух - небольшой снопик из ржаной соломы, перевитый золотыми лентами. Он стоял на особом столике под образами в той же комнате, где находилась елка, а вокруг него на душистом сене размещались миски с кутьей и узваром - для угощения духов предков. Киевляне называли дидуха раем и считали, что в нем укрываются от зимних холодов души прародителей.
Ради благополучия семьи в наступающем году совершался особый магический обряд. На стол ставили блюдо с пирогами, а хозяин, делая вид, что прячется за ними, громко спрашивал у домочадцев: "Видите меня?" - "Нет!" - отвечали те хором. "Так дай Бог, чтоб за пирогами!.." - торжественно изрекал хозяин древнее ритуальное заклинание. Оставалось еще позаботиться о здоровье семьи. На середину комнаты выходил слуга или кто-то из гостей и громко чихал. Ему тут же подносили платочек, и он удалялся, унося с собой болезни.
После ритуалов древней славянской магии начиналась светская часть торжества. Следуя римскому обычаю, хозяин подносил домочадцам и гостям подарки. Очень популярны были книги, символизирующие эпоху науки и прогресса. Как писала одна из городских газет, издатели готовились к Рождеству заранее, и в нужное время на прилавках магазинов появлялись роскошные фолианты, "достойные быть украшением любой гостиной и будуара, собрания сочинений лучших поэтов, беллетристов и ученых, изящно оформленные книги духовного содержания".
Благодаря рождественскому спросу в магазинах стали появляться и книжки "с картинками", что дало толчок развитию детской литературы, о которой еще в начале XIX столетия никто не слыхал. Было принято также дарить детям книги "на вырост" - дорогие, часто многотомные издания классиков, труды историков и философов. Естественно, дети, полистав, откладывали их в сторону. Но проходило время, книга извлекалась из старого шкафа и прочитывалась. О заветной книге своего детства мемуаристка Ирина Савенко писала так: "Вытащила ее из гущи елки, поднесла к окошку. "Киев теперь и прежде". Открыла книгу. Буквы на страницах мелкие-премелкие. Как в газете, которую любит читать папа... Неинтересная книга, и вообще - зачем мне читать про Киев, если я в нем живу? Медленно побрела я с книгой к себе в детскую, а там запрятала в самый низ. А в первые годы революции мы с Таней в числе многих и многих других вещей продали ее на базаре. Подарили бы мне сейчас "Киев теперь и прежде" - вот была бы радость!"
Другим новшеством киевского Рождества стали колядки, этот обряд отлично прижился. В роли первых колядников в конце XIX и начале XX столетий выступали студенты духовной академии и университета. Ходили по домам и артистические коллективы, исполнявшие концертные номера.
По старинному обычаю, рождественское деревце долго держать в доме не полагалось
Рождество с елкой стало любимым зимним праздником горожан. Многие старались растянуть удовольствие и искали повода праздновать его еще и еще раз. По старинному обычаю, рождественскую елку долго держать в доме не полагалось. Но ее сохраняли до Нового года и праздновали "еще одно Рождество" - Новогоднюю елку. И такие вольности в течение Святок повторялись не раз... Кое-кто сохранял деревце до весны. Любителей погулять не останавливала даже примета: говорили, что елку следует вносить в дом на Сочельник (24 декабря) и выносить не позже "двенадцатого дня", до "двенадцатой ночи" - иначе, мол, в доме может случиться беда.
Как только началась Первая мировая война, не в меру патриотичные православные священники объявили "немецкой елке" идеологическую войну и даже добились ее запрета Синодом. Слава Богу, их никто не слушал, и нарядные елки скрашивали тяжелый быт военного времени. Но на этом дело не кончилось. После событий 1917 года и введения нового летоисчисления с празднованием Рождества началась путаница.
Некоторые горожане отмечали его 24 декабря. Другие ставили елки на "настоящее Рождество", когда по новому стилю было уже 7 января. Она стояла как укор советской власти до 13 января, получившего нелепое название старый Новый год. Никто ничего не мог понять. А власть смотрела на эту неразбериху с большим подозрением. Ей всюду чудилось недовольство новым строем.
Наконец решили взять ситуацию под контроль и в 1923 году учредили свои "пролетарские святки" - празднование дня рождения советской власти. Но отмечали его не 7 ноября (это делалось позже), а почему-то 24 декабря, на Рождество Христово по старому стилю. Об этом странном празднике теперь уже все забыли. Сохранились лишь пролетарские колядки, написанные известным тогда поэтом Григорием Эпиком. Собираясь за накрытыми столами в своих ячейках, партийцы поднимали чарки и пели: "Добрий веччр тобч, вчльний пролетарю! Радуйся, ой, радуйся Земле, свчт новий народився!"
Распевать эту галиматью горожане не хотели. Они по-прежнему симпатизировали настоящему Рождеству и после запрета его в 1928 году продолжали ставить в своих домах елки. Делалось это тайно, с оглядкой на "органы". Как пишет дочь недавно умершей художницы Татьяны Яблонской, ее мать с родителями справляли Рождество, как в древнем Риме, "катакомбно", "плотно завешивали окна одеялами, чтобы никто ни в какую щелочку не увидел у них елку и зажженные на ней свечи".
Реабилитировали елку лишь в 1936 году после статьи первого секретаря ЦК КП(б)У Постышева в "Правде" от 28 декабря, где он писал о необходимости возобновления новогодних традиций. Первую советскую елку устроили в харьковском Доме пионеров, созданном тем же Постышевым. Праздничное дерево "из идеологических соображений" ставили не на кресте, а на специальных подпорках. Верхушку ее украшала не рождественская звезда, а острая пика. Все остальное оставили без изменений - и конфеты, и пение с танцами под пианино, и шумные соревнования с призами.
На этот раз власти добились своего: горожане стали справлять елку уже "по-советски" - в ночь на 1 января по новому стилю. А о том, что она называлась когда-то рождественской, помнили немногие. Впрочем, о религиозной сути праздника стараются забыть сегодня и в либеральной Америке. Чтобы никого не разъединять, не отталкивать, не обижать... Пусть будет так, если это к добру.

http://fakty.ua/60744-vo-vremya-prazdno … krasheniya

0

2

В ссср новогоднюю елку объявили явлением буржуазным и контрреволюционным, но через восемь лет "реабилитировали" по инициативе одного из лидеров советской украины павла постышева
Игорь ОСИПЧУК "ФАКТЫ"
21.12.2004

В минувшую пятницу в Музее одной улицы открылась выставка, рассказывающая о том, как в Киеве в XIX-XX веках отмечались зимние праздники
- Немногие знают, что традиция отмечать так называемый Старый Новый год (его празднуют 13 января) имеет отношение к нелепой истории с запретом в СССР новогодней елки, - говорит заместитель директора Музея одной улицы Леонид Красницкий. - Дело в том, что в дореволюционные годы елку ставили на Рождество, которое тогда отмечалось 25 декабря по старому стилю. При советской власти был введен новый стиль, но народ упорно придерживался "дедовских" традиций. Поэтому наряжали елку к празднику по новому стилю только в советских учреждениях. А в домах елка появлялась на настоящее Рождество, когда по современному календарю было уже 7 января. Елку убирали после 13 января, получившего тогда название Старый Новый год. В глазах властей это выглядело как немой вызов советским порядкам. В 1928 году новогоднюю елку запретили, объявив явлением буржуазным и контрреволюционным. "Реабилитировали" ее только через восемь лет по инициативе одного из лидеров Советской Украины Павла Постышева. Вскоре в поддержку этой идеи появилась статья в газете "Правда". С тех пор у нас стали называть елку новогодней, а Новый год праздновать в ночь на 1 января по новому стилю. В советские годы этот праздник стал самым любимым в народе.
- Выставка рассказывает о киевских городских традициях празднования целого цикла зимних праздников, начиная со дня святой Екатерины (7 декабря) до Крещения (19 января), - говорит директор музея Дмитрий Шленский. - Все это иллюстрируется открытками, рисунками, реконструкцией праздничного стола, фрагментами из воспоминаний прославленных киевлян. Вот, например, как описывал яства в Сочельник знаменитый эстрадный певец Александр Вертинский: в 6-7 часов вечера, когда на небе появлялась первая звезда (до этого весь день не ели), начинался праздничный ужин. Подавали постный борщ, который тогда называли гетманским. В борще плавали балабушки - маленькие шарики из щучьего мяса. На стол ставили блюда с пельменями, начиненными рублеными сухими грибами, оливами, небольшими жареными карасями, жареными пирожками с кислой капустой. На второе предлагалась холодная рыба - судак, карп или щука. Потом подавали кутью и узвар.
- В день святой Екатерины девушки гадали: пытались узнать, выйдут ли они замуж в предстоящем году, - рассказывает научный сотрудник музея Владислава Осьмак. - Для этого веточки деревьев, например вишни, ставили в воду. Если к 13 декабря (день святого Андрея) они распускались, то быть свадьбе. На святого Андрея были свои гадания. Девушки пекли маленькие булочки из постного теста. В этот день не кормили дворовую собаку, а вечером перед ней выкладывали булочки: чью пес возьмет первой, той девушке скоро идти под венец. В этот день под вечер молодежь шла в Андреевскую церковь. Считалось, что если парень случайно заденет плечом или локтем девушку, то она станет его суженой и их брак будет обязательно счастливым.
17 декабря, на святую Варвару Великомученицу, в дореволюционном Киеве было принято участвовать в крестном ходе и посещать Михайловский Златоверхий собор, где тогда хранились мощи святой Варвары (сейчас они находятся во Владимирском соборе). Многие покупали в соборе серебряные кольца святой Варвары, которые, как считалось, защищали от всяческих напастей. Сейчас традиция с кольцами практически утрачена.
19 декабря, на святого Николая, дети получали подарки и начинались первые колядки - так называемая традиция водить козу.
На выставке много экспонатов, относящихся к празднованию Рождества, в частности, широко известный вертеп, который устраивали студенты Киево-Могилянской академии. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сценки, на нижнем - светские.
Рождественские елки в Киеве начали устанавливать примерно с середины 1840-х годов. Украшали их лентами, золочеными орехами, конфетами. Для детей и взрослых готовили подарки. А вот новогодние игрушки еще многие годы были иностранной редкостью. Встретить их можно было только в богатых домах.
Через шесть дней после Нового года в Киеве устраивали красочную магдебургскую церемонию, во время которой освящали воды Днепра и устраивали воинский парад. А сразу после Крещения начинались зимние Контракты - грандиозная ярмарка, на которую съезжались помещики и купцы из многих губерний. Город во время ярмарки напоминал улей в разгар летнего дня - на улицах, особенно подольских, царило неимоверное оживление, по вечерам устраивали роскошные балы.

0

3

«На первую в Советском Союзе новогоднюю елку дочь директора завода пришла в платье, обшитом отборными колосьями, и с лентой на груди: «Дадим стране 7—8 млрд. пудов пшеницы»
Галина КОЖЕДУБОВА, «ФАКТЫ» (Харьков)
29.12.2010

Ровно 75 лет назад - 30 декабря 1935 года - во Дворце пионеров и октябрят в Харькове состоялся новогодний бал-маскарад. Туда пригласили отличников, чьи карнавальные костюмы утвердила специальная комиссия
Сегодня в это трудно поверить, но с неизменным символом Нового года - елкой - большевики поначалу рьяно боролись. До 1935 года рождественское дерево называли "религиозным пережитком" и "поповским обычаем", а советские школьники разучивали вот такие стишки:

Скоро будет Новый год -
гадкий праздник буржуазный.
Связан испокон веков с ним
обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
отпустивши злую шутку.

Однако 28 декабря 1935 года в газете "Правда" был опубликован призыв тогдашнего секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева: "Организуем для детей веселую встречу Нового года". И уже 30 декабря в Харькове отгремел первый советский новогодний бал, на котором побывали 1200 школьников. Среди участников того утренника был и харьковчанин Борис Запорожченко.
«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов», — говорили большевики
- Первую елку я запомнил очень хорошо, - вспоминает Борис Запорожченко, которому сейчас 84 года. - До этого ведь они были запрещены. У нас дома все равно в Новый год ставили елочку, но пригласить одноклассников я не мог, понимал: у родителей будут неприятности. А в 1935 году впервые в жизни попал на новогодний утренник во Дворец пионеров.
В первые годы советской власти коммунисты объявили беспощадную борьбу всем "буржуазным пережиткам прошлого". Под "раздачу" попали многие праздники, в том числе Новый год. В 1927 году были изданы "Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни". В них говорилось: "Религиозность ребят начинается именно с елки. Их обманывают, что подарки принес Дед Мороз. Господствующие эксплуататорские классы пользуются "милой" елочкой и "добрым" дедом, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала". Коммунисты утверждали: "Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов".
Прошли годы, и "Правда" опубликовала обращение партийного пропагандиста Павла Постышева, согласованное с самим Сталиным. В письме были такие слова:
"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающее разноцветными огнями дерево и веселящихся вокруг него детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею".
Сын Павла Постышева Леонид излагает в мемуарах историю возвращения елки как семейную легенду. Однажды летом 1935 года, вспоминает Леонид, отец, обращаясь к детям, вдруг произнес странную фразу: "Что-то мы все-таки не додумали..." "Чем-то недодуманным" оказалось запрещение елки. Леонид приводит и слова отца, которые очень напоминают статью в "Правде": "С какой завистью мы заглядывали в окна богатеев, где вокруг наряженной и обвешанной подарками елки водили хороводы буржуйские дети".
Перед поездкой Павла Постышева в Москву Леонид тяжело заболел - двустороннее воспаление легких. Вернувшись, отец сразу пошел к сыну, поставил на тумбочку возле его постели маленькую елочку, включил вилку в розетку - и "засветилась десятком маленьких стеклянных свечек красивая искусственная елочка". "Вот подарок тебе и всем советским детям, - сказал Павел Петрович. - С этого Нового года опять будет праздник елки!" Леонид моментально пошел на поправку. В семье потом так и говорили: "Его вылечили не врачи, а елка".
«Школьнице, которая придумала наряд, символизирующий Красную Армию, рекомендовали еще прикрепить на голову маленький аэроплан»
Харьков обязан Павлу Постышеву не только первой в СССР новогодней елкой, но и уникальным дворцом для детей. Когда после переезда украинского правительства из Харькова в Киев в центре города освободилось здание, секретарь ЦК КП(б) Украины распорядился отдать его пионерам и октябрятам. К сожалению, то здание не уцелело во время Великой Отечественной войны.
- По команде Постышева органы собрали беспризорных детей в ДК милиции, - рассказал "ФАКТАМ" директор Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества Михаил Макеев. - Как обычно, с большевистским рвением перестарались. По городу пошли слухи: мол, милиция детей ловит. На самом деле их собирали для того, чтобы узнать, чем наполнить первый в стране детский Дворец.
Несмотря на разруху, все пожелания ребят, зафиксированные тогда стенографистками, выполнили. В бывшем правительственном здании обустроили трамвайную лабораторию, зимний сад, авиамодельный класс, оформленный в виде кабины дирижабля, комнату сказок. Сделали первые в стране автоматические входные двери! Вот уж действительно получилось, что все лучшее - детям.
Однако прийти во Дворец пионеров мог далеко не каждый школьник - только отличники, получившие рекомендации от педсовета школы, одобрение пионерской и комсомольской организаций. А уж на новогодний бал-маскарад отбирали тех отличников учебы, чьи костюмы утвердила комиссия.
- На первый новогодний бал пионеры могли попасть только в карнавальном костюме, - говорит заведующая образцовым музеем истории Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества Людмила Гопта. - Мы собрали у себя в музее много воспоминаний участников того бала. Например, харьковская школьница Ольга Тимченко рассказывала, как придумала костюм, символизирующий Красную Армию. Идею девочке подсказал отец. "Если бы ты была парнем, то нарядили бы тебя в форму красноармейца. А так думай сама". И девочка придумала. Мама вышила на платье танк и пулемет, папа дал свой значок "Ворошиловский стрелок"... Но комиссии и этого показалось мало. Ольге рекомендовали прикрепить на голову маленький... аэропланчик. Так она и стала "Красной Армией".
Вообще, на первую советскую елку девочки в основном приходили одетые ткачихами или как знаменитая трактористка Паша Ангелина, а мальчики - в костюмах матросов, агрономов. Были и оригинальные идеи. Так, Надя Гласова надела на бал пшеничный венок, шелковое платье, обшитое тугими колосьями, и ленту: "Дадим стране 7-8 миллиардов пудов пшеницы". Слова Сталина произвели такое впечатление на членов комиссии, что девочку без вопросов пропустили на елку. А подружкам Надя рассказывала, что самым тяжелым в то голодное время было достать отборные колоски. Надиному папе - руководителю завода - пришлось их буквально выпрашивать у агронома подшефного колхоза.
Семиклассник 10-й школы Сережа Антоновский объяснил комиссии, что его мама будет шить костюм из двух простыней только после того, как он будет утвержден. Мол, зачем зря портить белье! Мальчик показал эскиз: человек с белой повязкой на голове, в белом плаще и с ружьем. "Это абиссинец, - объяснил Сережа комиссии. - Я с самого начала итало-абиссинской войны слежу за этой борьбой. Вот и выбрал костюм абиссинского добровольца. Берданку, если одобрите, попрошу у брата-охотника". Одобрили...
«Под елью на городской площади поставили ватного Деда Мороза в настоящих валенках. Ночью их... украли»
- Когда мы пришли во Дворец, всех ребят сначала приглашали в комнату, где нам загадывали загадки, - продолжает вспоминать участник первого в СССР новогоднего бала Борис Запорожченко. - Одну задачку запомнил на всю жизнь. Как из бочки вылить ровно половину воды без измерительных приборов? Оказалось, что бочку нужно наклонить под углом 45 градусов, и это будет точно половина. Но я тогда отгадать не смог. (Смеется.) В комнате с мраморными колонами рассказывали сказки, в комнате головоломок загадывали задачи посложнее. Мы участвовали в хороводах, конкурсах. Все гуманитарные кружки ставили спектакли.
Был и "Гвоздь программы". В комнату с такой вывеской стояла большая очередь. Выходили же из нее кто со смехом, кто - с недоумением. В той комнате была тумба, на ней - красивая подушка, на которой лежал... огромный гвоздь, специально изготовленный для этого праздника.
А елка стояла в огромном зале, и доставала она до самого потолка!
Да, времена были трудные... Помню, в Харькове установили первую елку на городской площади, а под ней - Деда Мороза. Он был ватный, а валенки у него - настоящие. Так ночью их... украли.
- К первой елке пришлось готовиться в авральном порядке, - рассказывает Людмила Гопта. - Во Дворце было объявлено чуть ли не военное положение. Шутка ли - 28 декабря в "Правде" выходит обращение Постышева, а 30 декабря дети уже танцуют на новогоднем утреннике. Правда, телеграмму Постышева с просьбой об организации елки Дворец получил немного раньше, но все равно бессонные ночи были гарантированы всем. Пришлось делать игрушки и украшения, срочно писать сценарий советского новогоднего праздника, режиссировать концерт. Вместо одной ели привезли целых три! И приглашенные на праздник партийные лидеры даже не догадались, что самую большую из елей устанавливали в главном зале в то время, когда вокруг двух маленьких детвора уже вовсю водила хороводы.
Парад масок на празднике открывала парочка забавных клоунов - Пат и Паташонок, их играли харьковские школьники Нюма Халап и Арон Каневский. Дети "фотографировались" в фанерном автомобиле с нарисованным шофером, и "фотограф" даже выдавал всем "моментальные снимки" - нарисованные заранее карикатуры.
Был конкурс чтецов, игры, танцы. В конце вечера пионер Витя Давыдов из 1-й школы предложил крикнуть "громкое пионерское ура" Павлу Постышеву. Дети пообещали в новом году еще лучше учиться, поблагодарили за свое счастливое детство партию и товарища Сталина и направили советскому правительству телеграмму, в которой отрапортовали: "Жить стало лучше, жить стало веселей!"
А уже со следующего года новогодние утренники стали проводить по всему Советскому Союзу. Главная елка страны переместилась из Харькова в Москву - в Колонный зал Дома Союзов. Но харьковчане не забывают, что именно они были первыми, кто реабилитировал елку для детворы.
*1935 год. Самую большую из елей (на фото) устанавливали в главном зале харьковского Дворца пионеров, когда вокруг двух маленьких детвора уже водила хороводы.

http://fakty.ua/125475-na-pervuyu-v-sov … v-pshenicy

увеличить

0

4

О ритуалах, связанных с новогодней елкой, кое-что нам рассказали и люди известные.

-- Я парень сельский, поэтому елка для меня связана с лесом, -- рассказывает Николай Мозговой. -- Из детства помню игрушки из цветной бумаги и фольги, на елке всегда находил медовичок или сладости, испеченные мамой. А сегодня жена как натура более тонкая занимается художественной частью, а я -- установкой и руководством елки: что куда повесить, левее-правее. Дети-внуки приходят, когда елка уже "на стреме": все на ней и под ней -- киндер-сюрпризы, игрушки.
-- Война уничтожила традицию елок в нашей семье, -- говорит Давид Черкасский. -- Мы с мамой уехали в эвакуацию, и уже больше не было таких чудесных елей до потолка, ушли все ритуалы нашей семьи. Помню, как взрослые танцевали под патефон, я сидел под столом. На елку вешали серебряные цепи из картона, горели бенгальские огни. Сейчас у нас дома искусственная разборная елка, но и с ней у нас не очень складывается. Сын уходит в гости, а я часто уезжаю в Карпаты кататься на лыжах.
У Софии Ротару новогодняя елка связана с менее приятными воспоминаниями. В 1975 году брат певицы Анатолий вернулся из армии. На Старый Новый год братья дурачились с елкой, которую вытащили из клуба. И их забрала милиция -- якобы за участие в церковном обряде и праздновании старорежимного праздника. Отца Софии Михайловны уволили с работы и исключили из партии, братьев -- из комсомола. Фамилия Ротару попала в черный список, тогда-то певице и пришлось покинуть Черновцы и переехать в Крым.
НЕМЦЫ ПРИДУМАЛИ БРАТЬ НОВОГОДНИЕ ЕЛКИ НАПРОКАТ
Из жизни елок. На главной площади небольшого бразильского городка Иту в прошлом году появилась самая большая в мире искусственная новогодняя елка. Ее высота составляла 78 метров, на верхушке красовалась четырехметровая красная звезда. С вершины этого 150-тонного сооружения был виден соседний город, находящийся в 25 километрах от Иту. Елку украшали шесть с половиной тысяч разноцветных лампочек. Эта елка, по замыслу создателей, должна была привлечь туристов в Иту. Предыдуший рекорд, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, -- 67-метровая живая елка, которая была установлена в Сиэттле в 1950 году.
А вот немцы придумали разумно использовать живые насаждения. В пригороде Берлина расположена целая плантация елок, которые можно арендовать на рождественские и новогодние праздники. Для этого деревья пересаживают в специальные кадки. Ежегодно на две-три недели они перекочевывают в квартиры рачительных берлинцев, а по окончании праздников возвращаются обратно на постоянное место жительства. Со временем арендаторы начинают испытывать своего рода привязанность к конкретным деревьям и требуют, чтобы на следующий год им дали ту же самую елку. Чтобы не вышло путаницы, на них вывешивают ярлыки с именами временных владельцев.
Оказывается, елки одним только своим видом могут вылечить человека от психических расстройств. Именно так решили в психиатрической больнице Нижнего Новгорода, где с 1985 года елка висит перевернутой под потолком. Главврач считает, что если пациент спрашивает почему ель в таком положении, значит, у него с нервишками не в порядке. При выписке у сумрачных ранее больных ель вызывает здоровый смех. После того как новую елку вывешивают под потолок, больные стационара водят вокруг хороводы.

http://fakty.ua/97421-nikolaj-mozgovoj- … iz-kartona

0

5

Еще сто лет назад любимыми елочными украшениями украинской детворы были... "киндерсюрпризы": две яичные скорлупы, скрепленные блестящей нитью, с подарком внутри
Анна ВОЛКОВА "ФАКТЫ" (Полтава)
27.12.2002

В эти дни полтавские дети водят хороводы возле елки с игрушками, изготовленными в усадьбе Владимира Короленко при жизни писателя
Впервые благотворительные Рождественские праздники в усадьбе Владимира Галактионовича Короленко по улице Мало-Садовой, 1 в Полтаве прошли ровно сто лет назад, накануне 1903 года. За месяц до католического Рождества писатель откладывал все свои дела и тщательно готовился к празднику. В доме устанавливали длинные деревянные столы, закупали бумагу, ткань, краски, карандаши, варили клей. Члены Лиги спасения детей (Короленко был ее почетным председателем) -- взрослые и ребята -- принимались делать елочные украшения и разносить их потом по больницам, интернатам.
Благодаря сохранившемуся альбому с эскизами, многие игрушки удалось восстановить. А некоторые дошли до наших дней в первозданном виде.
Под Рождество вечнозеленое деревце Владимиру Галактионовичу привозили крестьяне из села Хатки Шишакского района, где находилась его дача. Тогда это было в диковинку -- украшать елку на Новый год. Такую "прихоть" позволяли себе разве что самые состоятельные люди Полтавы. Чтобы детвора бедных семей прониклась праздником, знаменитый писатель собирал ее у себя дома. Вокруг елки водились хороводы. "Гвоздем" праздника было закидывание удочки в кабинет хозяина и загадывание желаний. Писатель в это время находился за закрытыми дверями и цеплял на крючок всевозможные подарки. Ребятня была в восторге. Семья писателя обязательно угощала всех гостей.
Очень симпатично и нарядно выглядят игрушечные балерины из коллекции дома Короленко. Их сначала рисовали на картоне, вырезали, а затем одевали. Пачки танцовщиц делались из жатой бумаги, а лифы -- из "золотой" или гипюра с блестками.
"Золотыми" и "серебряными" были также всевозможные мешочки с ангелочками, бабочками, шкатулками. Мастеря клоунов, использовали целую яичную скорлупу, предварительно вынув ее содержимое через мелкие отверстия. Карандашами или красками на скорлупе рисовали глаза, нос, рот, на "макушку" водружали колпак, под "шею" приклеивали жабо из тонкой бумаги. Чтобы придать блеск бумажным снежинкам, мелко толкли кусочки слюды, и этой пылью их посыпали.
Есть в этой коллекции и забавные украшения. Так, достаточно дернуть за огромные уши игрушечного мальчика с лукавой рожицей, и он тут же закроет глаза.
Но короленковская елка особо изобиловала игрушками, в которые можно было положить сюрпризы -- орехи, конфеты. Современные киндерсюрпризы наверняка позаимствованы из далекого прошлого. Сто лет назад это были украшения в виде двух яичных скорлупок, скрепленных блестящей нитью. Дети обязательно находили в них подарки. Лакомства клали в бумажные хлопушки, кувшины, плетеные соломенные корзинки, кошелки.
Фабричные игрушки в те времена делали из тонкого картона или дерева, обтянутого шелком, муаром с аппликациями в виде цветочков или рисунками. Таких елочных украшений столетней давности сохранилось немного. Это раскрашенные маленькие бумажные человеческие фигурки в карнавальных костюмах и масках.
Но, возможно, самый больший интерес у детворы вызывала механическая игрушка (она до сих пор действует), купленная в Париже внучке Владимира Короленко, Сонечке. Достаточно повернуть ключик, как запряженный в повозку ослик начинает скакать, а в такт ему подпрыгивает смешной клоун, сидящий в возке. Внуки писателя припоминают, что эта игрушка всегда стояла под елкой, верхушку которой традиционно украшала семиконечная вифлеемская звезда из мишуры.
В эти дни в мемориальной усадьбе-музее Владимира Короленко в Полтаве проходят традиционные детские новогодние утренники. Сотрудники музея пригласили на елку воспитанников детских садов, школ, интернатов. Все, как обычно. Необычна сама елка, которую украшают игрушки столетней давности, сохранившиеся еще со времен писателя.

0

6

--

--

--

0