СЫРОЕДЕНИЕ. Форум, посвященный всеядному сыроедению, сыроедению эпохи Палеолита, питанию сырой рыбой, мясом и морепродуктами. Только у нас вы сможете прочитать ПРАВДУ о сыроедении."СУПЕРСЫРОЕД" был основан бывшими веганами.

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Репин мечтал сделать из Маяковского вегетарианца.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

31 июля 2007  

Репин мечтал сделать из Маяковского вегетарианца

Но этому помешала Октябрьская революция
Местом паломничества туристов со всего мира по сей день является маленькая усадьба на берегу Финского залива - знаменитые «Пенаты» великого русского художника Ильи Репина. Только там можно увидеть уникальные интерьеры мастерской гения, прекрасные картины, не демонстрировавшиеся в других музеях, и личные вещи Ильи Ефимовича. Там же, у небольшого деревянного дома, покоится прах художника. Мало кто, однако, знает, что расположение на берегу Финского залива сыграло с усадьбой передвижника злую шутку. В августе 1944 года усадьба и могила живописца были уничтожены.

По словам научного руководителя музея-усадьбы «Пенаты» Елены Кириллиной, и в советско-финскую, и в Великую Отечественную войну репинское поместье находилось на передовой. Потомки Ильи Ефимовича ушли отсюда вместе с отступавшими финнами еще в 1940 году. Умирая, Репин завещал усадьбу Академии художеств. В течение полугода там создавался музей. Работу над экспозицией прервала Великая Отечественная война. Картины и часть мебели были перевезены в Ленинград и долго лежали в подвале здания Академии художеств на Университетской набережной. «Пенаты» же заняли финские войска, устроившие в доме художника штаб с наблюдательным пунктом. Быть может, поэтому судьба усадьбы и сложилась так плачевно.

- Наступлению советских войск в августе 1944 года предшествовала длительная артподготовка, - рассказывает Елена Владимировна. - Место, где находились «Пенаты», попало под шквальный огонь «катюш». На месте усадьбы осталось лишь дымящееся пепелище. О доме Репина напоминала только печь. Здание пришлось восстанавливать по сохранившимся чертежам. С большим трудом сотрудникам Академии художеств удалось отыскать холмик, под которым был похоронен Илья Ефимович. До сих пор его украшает лишь самый обычный деревянный крест.

С «Пенатами» оказались связаны самые памятные эпизоды жизни великого художника. По воспоминаниям самого Репина, так комфортно ему не работалось больше нигде. Именно здесь были написаны картины, которыми до сих пор восхищаются ценители искусства по всему миру. Живописец даже приобрел маленький финский хутор, записав его на имя своей любовницы Натальи Нордман.

- Хутор на берегу залива Илья Ефимович купил 27 мая 1899 года, - продолжает рассказ Елена Кириллина. - На тот момент здесь не было ничего, кроме маленького домика. За несколько лет около него появилась пристройка, а затем был возведен второй этаж, где расположилась мастерская художника.

По личному проекту Репина заболоченный участок леса был превращен в настоящий рай. Живописец собственными руками сажал деревья и копал каналы, с помощью которых была создана система небольших озер. Он же пробурил в «Пенатах» семидесятиметровую артезианскую скважину. Минеральную воду, обладающую целебными свойствами, художник употреблял по собственной системе. Каждое утро и вечер делал по 8 глотков из специальной чашки. По словам художника, вода придавала ему сил и позволяла постоянно сохранять бодрость духа. Быть может, благодаря ей Репин и дожил до 86 лет. Как бы то ни было, люди с пластиковыми бутылками и ведрами приходят к репинской скважине по сей день.

Жизнь в поместье Ильи Репина протекала весело и интересно. По словам сотрудников музея, отец Натальи Нордман был адмиралом царского флота. Именно поэтому порядки в «Пенатах» установились полувоенные - по праздникам над домом художника поднимались яркие флотские знамена. Вскоре, однако, Илье Ефимовичу надоело смотреть на военные штандарты и он изготовил собственное знамя синего цвета с белой надписью «Пенаты». Стяг живописца дожил до наших дней. Увидеть его в музее может любой желающий.

Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте.

Круглый год художник спал на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.

- Репин всегда работал над несколькими полотнами сразу, - рассказывает Елена Кириллина. - Недописанные картины стояли как на балконе, так и в мастерской. Тут же хранились вещи, которые использовались при создании композиций. Уникальную коллекцию казацкого оружия, к примеру, Репин собирал лично, путешествуя по Запорожью. Там же он своими руками откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Эту необычную находку можно увидеть сразу на нескольких

Впрочем, в «Пенатах» знаменитый художник не только работал. Регулярно Илья Ефимович устраивал праздники, на которые приглашал местных жителей. Самый шумный из них состоялся 19 февраля 1911 года. В торжественной обстановке художник отметил 50-летие отмены крепостного права. По средам двери дома художника открывались для всех желающих.

Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды. На них неоднократно бывали Горький и Шаляпин, а также живший по соседству Корней Чуковский. Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский отметил, что денег у него тогда не было совсем и выжил он исключительно благодаря «репинским средам».

- Атмосфера на этих встречах была удивительно демократичная, - рассказывает Елена Кириллина. - Репин и Наталья Нордман запросто могли сесть за один стол с самыми простыми людьми. Слуги же и вовсе обедали с ними постоянно, что было удивительно для России того времени. Илья Ефимович считал, что хорошее отношение и вегетарианская пища способны сделать людей добрее, и всегда старался помочь ближнему.

За забором усадьбы великого художника жизнь, однако, шла своим чередом. Разразившуюся в феврале 1917 года буржуазную революцию Репин встретил с величайшей радостью, а Октябрьский переворот просто не заметил.

- Осенью 1917 года Репин работал над портретом английского посла Джорджа Бьюкенена, - рассказывает Елена Кириллина. - Художник был настолько увлечен творчеством, что не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг. В это самое время англичанин спешно собирал вещи для того, чтобы бежать из города, захваченного большевиками. Друзья Ильи Ефимовича - министры Временного правительства Третьяков и Терещенко - были арестованы и находились в Петропавловской крепости, где их вскоре расстреляли. Но живописец как ни в чем не бывало продолжал жить в «Пенатах». А в апреле 1918 года он внезапно стал иностранцем.

Получив по ленинскому указу независимость, Финляндия в одностороннем порядке перекрыла границу с Россией. Тогда же большевистское правительство национализировало деньги, находившиеся на частных счетах в Госбанке. Известный на весь мир живописец оказался в чужой стране и к тому же без средств к существованию. Как и множество русских эмигрантов, Репин и его домочадцы попали в тяжелейшую ситуацию. Художнику буквально нечего было есть.

Именно тогда в «Пенатах» появился большой огород. Вместо того чтобы писать картины, Репин, которому шел восьмой десяток, сажал картошку и морковь, а кроме того, возился с козой. В голодное время она буквально спасла его от гибели. Илья Ефимович сам доил и пас рогатую спасительницу.

Поправить собственное материальное положение живописец смог лишь через несколько лет. С выставками он объездил практически всю Финляндию и активно продавал свои картины. Благодаря этому художник мог не только содержать себя, но и помогать нищенствовавшим в Финляндии русским эмигрантам.

Осенью 1917 года Илья Репин в последний раз побывал в Петербурге и России. Оказавшись за рубежом, он не отказался от российского гражданства и не принял подданства Финляндии. В «Пенатах» живописец жил по так называемому «нандсоновскому паспорту». Известный путешественник сам разработал форму документа, позволяющего эмигрантам, не желающим разрывать связи с родиной, жить в любой стране.

Впрочем, сначала отсутствия живого классика в Советской России никто не замечал. Но потом, когда работы Репина стали активно использоваться в пропагандистских целях, большевики стали добиваться его возвращения на родину. Автор знаменитых «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем враждебным Советской России.

Письма с предложениями вернуться назад Репину писал сам Климент Ворошилов. Решение «вернуть любой ценой» было принято на самом верху. В 1926 году в «Пенаты» прибыла целая делегация сотрудничавших с новой властью художников во главе с учеником Репина Исааком Бродским. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства - конверт с двумя тысячами долларов. Репин радушно встретил старых знакомых и даже подарил несколько картин для Музея Октябрьской революции.

Возвращаться же в Советскую Россию художник не стал, несмотря на то что в Русском музее проходила огромная выставка его работ. Ведь гарантий свободного возвращения назад, в «Пенаты», ему не давал никто.

Вскоре после этой поездки дочь и внучка Ильи Ефимовича, жившие под Витебском, были выселены из собственного дома и включены в список на отправку в Сибирь. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», известного дружбой с многими сановниками. Репин прекрасно понимал это и решил не рисковать.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю - написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.

- Место для собственной могилы Репин также выбирал сам, - рассказывает Елена Кириллина. - Илья Ефимович долго колебался между несколькими вариантами и в конце концов остановился на маленьком холмике под соснами. Достаточно часто он приходил туда, чтобы работать. По просьбе художника знакомый фотограф несколько раз запечатлел его на фоне будущей могилы.

Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на том самом холмике. По воле гениального живописца в его память был установлен самый простой деревянный крест. Впрочем, настоящий памятник себе Илья Ефимович создал еще при жизни, написав множество гениальных картин.

Сергей Андреев

0

2

Несмотря на то что он был вполне обеспеченным человеком, художник не позволял себе никаких значительных трат. Так, узнав, что по утрам билеты в петербургских трамваях стоят пятачок, а не гривенник, старался приезжать в столицу спозаранок. Когда его дочь Вера нуждалась в услугах массажиста, Репин предложил: "Ты возьми на один сеанс массажистку, заметь ее приемы и делай сама себе массаж!" При этом художник был завален заказами, и все знаменитости хотели, чтобы их портрет писал "сам Репин".

В жестокую стужу Илья Ефимович заставлял всю семью спать вместе с ним на морозе — в том числе и малолетних детей. Для них сшили длинные мешки, и они каждый вечер отправлялись спать в комнату с открытыми окнами. "В холодной, — вспоминала его дочь, — спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица". Жена Репина Вера Алексеевна, ярая пропагандистка вегетарианской еды, кормила всю семью и гостей каким-то отваром из трав. Зная это, приезжающие к Илье Ефимовичу тайно привозили с собой мясо, а потом съедали припасы в своей комнате, прислушиваясь, не идет ли кто-нибудь. Однажды Репин пригласил Ивана Бунина — чтобы написать портрет знаменитого писателя. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков.

Впоследствии он описал этот случай так: "Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — окна настежь. Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: "Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите". Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче..."

http://vegetarian.ru/news/detail.php?ID=2130

0