СЫРОЕДЕНИЕ. Форум, посвященный всеядному сыроедению, сыроедению эпохи Палеолита, питанию сырой рыбой, мясом и морепродуктами. Только у нас вы сможете прочитать ПРАВДУ о сыроедении."СУПЕРСЫРОЕД" был основан бывшими веганами.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Сыроядение северных народов, хантов и манси.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Ханты и манси очень ценили мясо северного оленя. По обычаю местные популяции
диких северных оленей считались собственностью всей общины, места их зимних
выпасов охраняли, разрешая промысел только в случае нужды и так, чтобы мясо
добытых животных было разделено между всеми семьями поселения – пауля. На реке
Сосьве, например, дикие олени обитали в зимнее время на Сангитурских болотах в
районе нынешней деревни Кимкьясуй.

По мнению хантов и манси, мясо дикого оленя имеет благородный вкус дичи. Его
считают чище домашнего оленя. Ведь тот не прочь подобрать объедки и нечистоты
около человеческого жилья. Но мясо дикого оленя сырым ели редко, чаще на
промысле. Отстрелянного полагалось варить.

Мясо домашнего оленя регулярно употребляли лишь оленеводы в предгорьях Урала,
владеющие более или менее крупными стадами. Семья из шести человек и работник
съедали в день до 3 пудов мяса – половину туши взрослого оленя. Охотники и
рыболовы мясо и шкуры у оленеводов выменивали на продукты промысла – ведь
транспортных оленей из небольших охотничьих стад избегали забивать на еду…

Сыроядение

И ханты, и манси, заколов домашнего оленя, устраивают настоящее пиршество. В
отличие от лося и дикого оленя, мясо домашнего можно есть сырым как мужчинам,
так и женщинам, поэтому тушу торопятся разделать так, чтобы оно не успело
остыть.

Здесь необходимо коснуться традиций употребления в пищу сырого мяса или
"сыроядения" в регионе Оби и по всему Северу. Вот как писал о хантах
путешественник XIX в.:

"Время, когда бьют оленя, составляет в семействе остяка праздник и возбуждает
особенное удовольствие во всех членах. Тут, в самом деле открывается кровавое,
пиршество. Вокруг оленя, заколотого так, что вся кровь его остается в его
внутренности, ободранного и вскрытого, толпится все семейство, старый и малый; с
ножами в руках, все с жадностью вырезают и едят теплое мясо, обмакивая
обыкновенно в дымящуюся кровь или запивая его. Нужно притом удивляться, с каким
непостижимым искусством они отрезают ножом около самого своего рта вверх к носу
куски мяса, захваченного зубами; и так быстро и ловко, что со стороны кажется,
что непременно заденет за нос. Мясо глотают они кусками, почти не жевавши, и
трудно представить себе, сколько каждый из них может съесть его".

Автор этих строк, как и многие европейцы, подчеркивает, прежде всего,
быстроту, с которой остяки (ханты) ели мясо только что забитого оленя, объясняя
это жадностью или алчностью.

Но дело тут совсем не в жадности. Если употреблять оленину в пищу сырой, то
ее действительно необходимо есть тотчас же -"парной". Выражение "парное мясо",
принятое в русском языке, в данном случае очень уместно, так как означает, что
от мяса идет пар, настолько оно еще теплое и свежее. В этот момент оно имеет
совершенно особую нежную консистенцию и вкус, обладает многими полезными
свойствами. Все народы Севера знают, что мясо и еще теплая кровь только что
забитого оленя не только быстро насыщают, но и возвращают силы после болезни,
длительных голодовок и усталости. Коми-зыряне убеждены, что свежая кровь может
исцелить даже больного туберкулезом человека. Ее пьют большими глотками,
обмакивают в нее кусочки мяса и ливера – печени и почек
. Оленеводы – ханты,
ненцы, эвенки – порой пили горячую кровь прямо из шейной вены оленя или
смешивали кровь с оленьим молоком.

Остывая, оленина теряет нежную консистенцию и вкус почти мгновенно. Вот
почему вокруг туши собираются дети и взрослые, сразу и разделывают, и поедают
мясо. Съесть его удается особенно быстро благодаря следующему приему: отделять
мясо от большого куска, помогают себе ножом, проводя лезвием снизу у самых губ.
Этот прием очень древний, он в ходу у всех народов полярной зоны.

Ханты и манси сырыми съедают в первую очередь ломтики мяса с ляжек, печень,
легкие и почки, сердце, глаза и даже ушные железы оленя, обмакивая те в свежую
кровь. При разделке оленьих ног извлекают и сразу же едят суставной жир и
костный мозг из голеней, разбив полые кости обухом топора или камнем.

Остывшее мясо сырым уже есть нельзя. В нем начинаются процессы распада.
Поэтому его варят или жарят. Другое дело, если части разделанной туши сразу,
немедленно, промерзают на сильном морозе. Тогда все полезные свойства парного
мяса сохраняются. Такое мясо едят строганиной, не давая ему оттаять.
В отличие от лося, голову домашнего оленя оставлять не надо. Мозг оленя можно
употребить в сыром виде, а голову и язык – отварить.

0

2

Традиционно ни сырую, ни отварную,
ни жареную оленину не солят. Мясо домашнего и особенно дикого оленя содержит
много естественных солей и микроэлементов и даже непривычному человеку кажется в
меру соленым. Автор этих строк не раз убеждалась в этом на собственном опыте.

Оленьи кости ни в коем случае нельзя бросать на землю. Все они идут в дело: даже из ног и копыт варят студень. Брюшиной оленя или лося раньше затягивали
окошки в мансийских избушках.

Оставшуюся оленью кровь используют для приготовления разнообразных блюд.
Свежую кровь варят, например, в котле с мукой до тех пор, пока не получится
кашеобразная масса.

"Старые чумы на новые чумовища" – такую загадку загадывают тогда, когда на
головах домашних оленей начинают набухать бугорки будущих рогов. Порой весной
или в самом начале лета оленеводы срезают отрастающие панты у домашних оленей.
Для еды они годятся, пока не затвердели. Их опаливают над огнем, очищая от
шерсти, и едят хрящеватую, наполненную кровью массу. По обычаю это блюдо ели
мужчины старшего возраста в качестве тонизирующего средства.

Еще один необычный продукт, оказывающий тонизирующее и укрепляющее действие,
в наши дни основательно забыт. Речь идет о содержимом оленьего желудка летом,
когда животные питаются листьями и травой. Растительная масса, обработанная в
рубце (первой камере желудка оленя) обитающими там бактериями и простейшими,
хорошо усваивается организмом человека. По сути дела, это также разновидность
ферментированной пищи. Этот своеобразный продукт использовали в свежем или
подкопченом виде, добавляли в похлебки и каши или смешивали с оленьей кровью.
Содержимое оленьего желудка, приготовленное различными способами, было
неотъемлемой частью рациона многих народов Севера и Сибири – чукчей, коряков,
ненцев, нганасан, – являясь источником клетчатки и углеводов, а также витамина С.
Бытовали такие блюда и у хантов и манси. Например, эту массу добавляли в
похлебку из тайменя и куропаток. Использование этого продукта в пищу уходит
корнями в глубокую древность: в хантыйской и мансийской кухне он своеобразный
реликт, больше характерный для оленеводов тундры. В наши дни летнее содержимое
оленьего желудка применяют не для еды, а как замечательно добротное средство для
выделки оленьих шкур.

0

3

От оленя получают еще один продукт – молоко.

Порой в стадах на Северном Урале ханты и манси доят важенок, хотя назвать
северного оленя дойным животным можно с большой натяжкой. В день важенка дает не
больше чашки молока, да и то лишь в первое время после отела. В жаркое время
молоко быстро створаживается и густеет. В таком виде его едят с хлебом или
ягодой. Свежее добавляют в чай и замешивают на нем тесто для лепешек. Оленье
молоко для оленеводов – лишь сезонное лакомство, приятное разнообразие, но
рассматривать его как часть системы питания не стоит.

0

4

Все коренные обитатели тайги и тундры особенно ценным, лакомым и полезным для
здоровья считали именно свежее мясо. С добычей оленя или лося обычный порядок
дневных трапез нарушается. Готовят и едят целый день.

Ханты всегда приговаривают: "Пока есть свежее, нужно кушать, толстеть,
набираться сил". Так, наверное, поступали древние охотники, у которых удачный
промысел перемежался с периодами голодовок. В данном случае говорить об
обжорстве неуместно и неправильно. Во-первых, оленина куда менее калорийна, чем
говядина, поэтому для насыщения ее требуется съесть больше. К тому же на Севере
двигаться и работать приходится в теплой одежде на морозе и ветру, поэтому
расход энергии на четверть больше, чем в умеренном поясе. Восполнить его может
только большое количество белковой пищи – мяса. Вот почему для едока не в
диковинку расправиться в один присест с несколькими килограммами мяса, а семье
из нескольких человек оленьей туши хватает лишь на пару дней.
http://www.etnic.ru/edu/hunter/ohota5.html

0

5

Чтобы не замерзнуть, оленеводы вынуждены питаться 5-6 раз в день. А воду получают, растапливая лед, а не снег, как думают многие.
Лед провозят из далека, потому что лед возле поселений считается грязным и не пригодным к употреблению.

0

6

главное что я усмотрела из этой статьи, это то что когда туша остыла, в ней пошли процессы распада и такое мясо нельзя есть сырым!

0

7

Сия статья "глубоко научная", поэтому выводы на ее основе...
Есть такое понятие "старое мясо" (перевод неточный aged meat), я уж не говорю про сушеное, его ведь в природе просто на солнце сушили (был док фильмец про индейцев, там шматки мяса просто на рамке под солнцем развешивали). Так что процессы "распада" ох какие разные бывают.

0

8

Лев написал(а):

главное что я усмотрела из этой статьи, это то что когда туша остыла, в ней пошли процессы распада и такое мясо нельзя есть сырым!


Дело совсем не в этом, сырое свежее мясо и старое мясо едят только теплым, потому что племена живут на крайнем севере и холодную пищу не едят!!!
Свежее мясо съедают быстро ока оно не остыло, а старое нагревают/варят.

+1