СЫРОЕДЕНИЕ. Форум, посвященный всеядному сыроедению, сыроедению эпохи Палеолита, питанию сырой рыбой, мясом и морепродуктами. Только у нас вы сможете прочитать ПРАВДУ о сыроедении."СУПЕРСЫРОЕД" был основан бывшими веганами.

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Что такое духовное здоровье?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Каждый человек хочет быть здоровым. Но что такое здоровье и что нужно для его сохранения? В уставе ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Правда, когда говорят о здоровье, чаще всего подразумевают физическое развитие детей и молодёжи. К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос о влиянии духовности на здоровье. Как решается эта проблема в медицине, психологии и философии?

Что такое психология здоровья? На Западе психология здоровья является частью бихевиоральной медицины − раздела медицины, рассматривающего связь поведения и здоровья человека. Согласно психосоматической теории, сознание − это важный фактор, определяющий здоровье человека. Однако психосоматический принцип жизнедеятельности организма длительное время не принимался в связи с открытием клеточного строения растений и животных, которое привело к поиску причин заболеваний на клеточном уровне и отрицанию высших уровней регуляции здоровья. Но именно знание причин болезней определяет методы профилактики и лечения заболеваний.

Существует много разных теорий о происхождении болезней. Так, с точки зрения религии, болезнь - это наказание за неправильное поведение. Психологи же считают, что к болезням ведут неправильные психологические установки. Традиционная медицина усматривает причины болезней в экологии, генетике и т.д. Придерживаясь психосоматической теории, человек может восстанавливать своё здоровье, изменяя оценки, убеждения, повышая духовность.

Связано ли здоровье со смыслом человеческой жизни, с психологическими установками человека? Вопрос о смысле жизни относится к основным проблемам философии. Смысл жизни − это то, к чему человек стремится, смысл заключает в себе черты его индивидуальности. Но смысл человеческой жизни противоречив и связан с конкретными ценностями, различны формы его осознания, они изменяются с возрастом и с течением времени. Есть общечеловеческие ценности. Это ценность человеческой жизни, стремление людей к справедливости, счастью и т.д. И чем выше духовность у человека, тем выше смысл его жизни. Хотя человек не всегда думает о смысле жизни, однако не может смириться с мыслью о смерти. Чаще всего и о том и о другом он начинает глубоко задумываться, когда появляются болезни или первые признаки старения рушат идеалы. По теории В.В. Лазарева, развитие духовности идёт через болезни: размышляя во время болезни о смысле жизни, человек развивает духовность. Скорее всего, это действительно так.

В чём смысл человеческой жизни? Индийские учёные провели опрос людей, перенесших клиническую смерть. Они рассказывают, придя в сознание, что Светоносное Существо на роковом пороге задает человеку два вопроса: «Научился ли ты любить людей?» и «Научился ли ты получать знания?».

Может быть, смысл жизни заключается в любви к людям и в получении знаний? Люди с таким смыслом отличаются от остальных, прежде всего долгой жизнью. Действительно, интерес к умственном труду и активное творчество способствуют продлению жизни. Кроме того, многие обретают смысл жизни в любви к человеку противоположного пола, при этом семейное счастье также способствует продолжительности жизни. Люди, состоящие в браке, живут дольше одиноких. Так, в возрасте 35-44 лет холостые мужчины умирают чаще женатых в 2,5 раза, вдовцы − в 3,2 раза, а разведённые − соответственно в 1,8 и 1,9 раза чаще, чем замужние женщины того же возраста (35-44 года).

Ещё один путь стать долгожителем - иметь интересную работу. Поэтому люди, слишком занятые работой, иногда и не создают семьи. Работа и материальные блага от неё − их смысл жизни. Особенно важна в работе долговременная цель - это и условие долгожительства. Однако любовь или работа - лишь пути достижения смысла и счастья в жизни. Сам поиск счастья может продолжаться долго, потому что человек ищет счастье в окружающем мире, тогда как лучше обратиться к своему «Я». Существуют определённые способы обретения счастья внутри себя, часть из них предлагают религии, а также восточные системы оздоровления. С точки зрения религии, эгоистической любви и счастья не бывает много, а эгоистический смысл жизни уносит не только счастье и здоровье, но и саму жизнь, поэтому лучше найти высший смысл (например, служение идее, Богу или человечеству). Даже при отсутствии высшего смысла у человека должно быть какое-то представление о смысле жизни, так как самочувствие, ощущение счастья, смысл жизни и духовность взаимосвязаны. Если же смысла нет, человек несчастен. Он может иметь высший альтруистический смысл или обыденный эгоистический смысл существования, если же смысла нет, человек даже может отказаться от жизни.

Ощущение бессмысленности больше распространено среди молодёжи. При этом среди причин смертности у американских студентов второе место после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. Большинство таких студентов не видели в жизни смысла. При этом 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях, в согласии с семьёй и успешно учились

Отсутствие смысла жизни - это и причина появления вредных привычек (алкоголизм, наркомания).

Каковы причины утраты смысла жизни? В первую очередь −это забвение традиций, которое приводит к ослаблению социальных контактов человека. Поэтому воспитание в больших семьях, где прививается уважение к старшему поколению и его традициям, − лучшая профилактика здоровья.

Другой причиной утраты смысла жизни является чрезмерное стремление к удовольствиям и наслаждениям. При этом общество изобилия удовлетворяет потребность, но не реализует стремления к смыслу жизни. С этим связаны «воскресные неврозы» и «неврозы безработицы». При отсутствии работы жизнь кажется людям бессмысленной, даже если они финансово обеспечены.

Как влияют социальные факторы на здоровье человека? Оказалось, что высокий социальный, профессиональный статус, малая плотность населения, низкий уровень безработицы связаны с более высокой продолжительностью жизни. Выясняется, что дольше всех живут преподаватели высших учебных заведений. Средняя продолжительность их жизни составляет 75 лет. К долгожителям можно отнести и духовенство (73 года). Почему дольше живут преподаватели? Скорее всего − это эффект умственной деятельности. Нервная система является управляющей системой в организме. При постоянных умственных занятиях сохраняют целостность нейронные сети, управляющие организмом.

Могут ли социальные контакты приводить к болезням? Так, семья, где применяются физические наказания, формирует агрессию ребёнка. Телепередачи на тему насилия также повышают агрессию. Кроме того, причиной агрессии может стать фрустрация. Она возникает, когда что-то мешает достижению цели. Человек адаптируется к успеху, при этом появляется неудовлетворённость, порождающая отрицательные эмоции. Вредит здоровью и заниженная самооценка, она также вызывает отрицательные эмоции. В основе механизма снижения самооценки может лежать зависть. Поэтому для сохранения здоровья не рекомендуется сравнивать себя с более красивыми и более преуспевающими людьми. Метод сравнения может применяться в школе только при воспитании уверенных в себе учеников. Самооценка должна быть адекватной, поэтому необходимо повышать её в тех случаях, когда переживаются какие-то жизненные неприятности или во время болезни. <…>

Нужно отметить, что имеет значение, изменившееся в последнее время негативное воздействие нервно-эмоционального фактора.

Однако даже при неблагоприятных социальных и материальных жизненных условиях надо сохранить хорошее самочувствие и здоровье.

Для этого важно поддерживать определённое мироощущение, так как без общих жизненных установок усилия при выполнении оздоровительных упражнений, рациональное питание и т.д. часто не приводят к ожидаемым результатам. Каких психологических принципов следует придерживаться, чтобы быть здоровым человеком?

- Принцип обретения смысла жизни. Люди, не имеющие смысла, не добиваются значимых успехов в жизни, они несчастны и могут представлять опасность для окружающих. Важно понять, что существуют люди, для которых смысл жизни реализуется по-разному. Лучшие традиции материализма, а также некоторый опыт религиозного и идеалистического мировоззрения позволяют активизировать процесс педагогической ориентации учащейся молодёжи на здоровый образ жизни.

- Принцип самосовершенствования. Консультации со специалистами не помешают, но желательно, чтобы окончательный выбор оздоровительной программы остался за самим человеком. Однако надо иметь в виду, что успех от дорогостоящих методик, при осуществлении которых человек прикладывает минимум усилий, весьма кратковременный и при этом возможен возврат к более негативному состоянию. Педагог может приобщить ученика к процессу самосовершенствования, именно этот процесс приведёт к здоровому долголетию.

- Принцип сохранения оптимизма и эмоционального равновесия. Рекомендуется следить за самооценкой, добиваясь правильного восприятия собственного «Я».

- Принцип укрепления позитивных социальных контактов с окружающими. Эффективны меры по укреплению семьи, правильное сексуальное воспитание детей. При этом лучше отдать предпочтение неагрессивным методам воспитания, а также оградить детей от просмотра телепередач, содержащих сцены насилия.

- Принцип повышения социального статуса. Это увеличивает продолжительность жизни, так как появляется чувство удовлетворённости жизнью.

- Принцип совершения добрых дел. Чтобы быть здоровым, надо духовно совершенствоваться, стремиться совершать хорошие поступки.

- Принцип разумности желаний. Неосуществимые желания вызывают фрустрацию, порождают агрессию или печаль. Поэтому правильное формирование педагогами потребностей молодого поколения − залог его здоровья.

Добротворская, С. Духовное здоровье молодежи. // Народное образование. – 2002. - №2. – с. 163-167.

0

2

Люди регулярно ходят к зубному врачу, делают себе инъекции, тренируются в гимнастическом зале и принимают свои витамины. Всё это должно поддерживать физическое здоровье. Люди также ходят танцевать, занимаются хобби, время от времени уединяются, окружают себя музыкой, и совершают прогулки для терапии и тд. Всё это - для ментального здоровья. В духовной области имеется богослужение в церкви, медитация, и ... не так много чего ещё. Причина этого в том, что духовная сторона человека не проявляется таким же образом, как физические и умственные проблемы. Умирает ли когда-либо чей-то больной дух? Госпитализируют ли кого-нибудь потому, что дух болен? Кажется, что последствий пренебрежения духом нет. Те, кто регулярно посещает церковь, проживают не лучше, чем те, кто этого не делает, и выгоды от медитации измерены быть не могут. Так зачем беспокоиться?

То, что духовная сторона человека не требует заботы и внимания, это - один из аспектов человеческой жизни, который остается после смерти. Что происходит во время воплощения, - дух либо укрепляется, либо ослабляется, и этот общий итог формирует основу для следующего воплощения. Именно поэтому беспокоиться нужно.

Что такое духовное здоровье? Как и с человеческим интеллектом, дух становится лучше, когда раскрывается вширь. Лучше наблюдать заход Солнца и созерцать необъятность Вселенной, чем раздавить очередную банку пива и глазеть в телевизор. Лучше с удивлением наблюдать разнообразие человеческих форм и личностей, чем ликвидировать их, как, например, бывает при навязывании своего мнения в отношении существующего положения вещей. Возьмите на себя ответственность за небольшую задачу, которая улучшит жизнь минимального количества людей вокруг вас, и поймайтесь на то, как это сделает вас чувствующим себя лучше, вместо того, чтобы тратить это время на пустое беспокойство о себе.

0

3

А ведь, может быть все намного проще. Вспоминаю цитату из фильма "ходжа Насреддин",-"самое тяжелое в жизни это быть самим собой". Согласитесь друзья, вроде бы просто и казалось заезжено? Но позволю себе привести еще одну цитату из книги сонователя гештальт-психологии Фридерика Перлза:

"Как нелепо было бы, если бы животные, как люди, имели фантазии, неудовлетворенности, самообман! Как нелепо было бы, если бы слон, устав бродить по земле, захотел летать, есть кроликов и откладывать яйца, и орел захотел бы иметь силу и толстую кожу на груди.
Оставим это человеку: пытаться быть тем, чем он не является, иметь идеалы, которые не могут быть достигнуты, стремиться к совершенству, чтобы спастись от критики, открывать дорогу к бесконечной умственной пытке.
Пропасть между некоей возможностью и ее актуализацией, с одной стороны, и извращением этой аутентичности, с другой, становится очевидной....Вместо цельности реальной личности мы имеем фрагментацию, конфликты, бесчувственное отчаяние бумажных людей."

Прочтя это я был поражен, насколько точно подмечено состояние сегодняшнего человека, психологом который жил и работал в 20-40 годах прошлого века!

+1

4

старус написал(а):

Прочтя это я был поражен, насколько точно подмечено состояние сегодняшнего человека, психологом который жил и работал в 20-40 годах прошлого века!

Согласен. Тогда было много светлых голов. Бывает прочтешь что нибудь - голова кружится, как точно.

0