СЫРОЕДЕНИЕ. Форум, посвященный всеядному сыроедению, сыроедению эпохи Палеолита, питанию сырой рыбой, мясом и морепродуктами. Только у нас вы сможете прочитать ПРАВДУ о сыроедении."СУПЕРСЫРОЕД" был основан бывшими веганами.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Что такое психическое здоровье и типы психических расстройств.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.
С конца 19 в., после работ З.Фрейда, а затем К.Юнга и других исследователей в психологии и психиатрии утвердилась концепция о несводимости психической жизни к сознательному опыту. На исследования психики и ее расстройств сильно повлияло фрейдистское учение о том, что наша сознательная душевная жизнь определяется неосознанными представлениями, импульсами, эмоциями и противостоящими им защитными механизмами.

Это воздействие фрейдизма сохраняется и до настоящего времени; исключение составляют т.н. бихевиоральные (поведенческие) теории психической деятельности, пользовавшиеся большим влиянием в течение нескольких десятилетий (до 1950–1960-х годов). Их сторонники отвергали концепцию о роли бессознательного в психической жизни, считая, что она не нужна для объяснения поведения.

Для проведения междисциплинарных исследований человеческого разума современная психология установила связи с другими науками – антропологией, нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой. Понятие психического здоровья часто определяется в терминах этих наук 20 в. Психологов 19 в., незнакомых с подобной терминологией, в частности Фрейда, вероятно, удовлетворила бы такая формулировка современных взглядов на психическое здоровье: здоровая психика – та, которая эффективно отвечает на стимулы среды сознательными и бессознательными реакциями.

Все более популярной становится сегодня идея французского психолога 19 в. П.Жане о том, что определенные психические представления недоступны нашему сознанию. Эти интуитивные представления – не тот кипящий котел неприемлемых мыслей, о котором писал Фрейд, но все же бóльшую часть времени они не осознаются.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

От 13 до 19 лет. Обычно это трудный период (в западном мире). Он сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

Зрелость. В большинстве сообществ она предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

+1

2

ТИПЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

По тяжести эти расстройства можно разделить на психотические и непсихотические. Заболевание, отнесенное к психозам, способно ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психоза – шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются очень глубокие нарушения (см. ШИЗОФРЕНИЯ).

Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга.

Невроз считается результатом конфликта в мыслях и чувствах, с которым человек не может адекватно совладать. Тревога и депрессия – наиболее характерные проявления неврозов. Личностные расстройства, проявляющиеся формированием параноидной, шизоидной, истерической или асоциальной личности, представляют собой глубоко укоренившиеся неадаптивные стили поведения. Расстройства поведения, такие, как чрезмерная застенчивость, робость, агрессивность, склонность к правонарушениям, – не столь глубоко укоренены, однако тоже стойки. См. также НЕВРОЗ.

Синдромы органических нарушений мозга, варьирующие от легких до чрезвычайно тяжелых, – это заболевания, связанные с физиологическим повреждением центральной нервной системы. Повреждение может быть обусловлено генетически либо родовой или какой-либо иной травмой, инфекцией, а также нарушением обмена веществ.

В последние годы отмечается возрождение интереса к синдрому множественной личности (расщепления личности) – психическому заболеванию, которое выпало из поля зрения на несколько десятилетий из-за сомнений в его подлинности. Новое понимание причин этого расстройства и тонкие методы диагностики привели к выявлению тысяч таких больных. Расстройство множественной личности – одно из т.н. диссоциативных расстройств, при которых какие-то части личностной структуры диссоциированы или отделены от других структур. Почти во всех случаях глубинной его причиной является пережитое в детском возрасте тяжелое насилие – физическое, сексуальное или психологическое. Созданы специальные лечебные учреждения для оказания помощи пациентам с синдромом множественной личности и другими диссоциативными расстройствами. См. также ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА.

+1

3

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели: 1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; 2) облегчение их тяжести или сокращение длительности; 3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.

Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Например, известно, что недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему, что краснуха у беременной женщины оказывает такое же влияние на плод. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация и обеспечение соответствующего питания матерей и новорожденных. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Более конкретно, есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями. См. также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Органы школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер; они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Исследования показали, что низкая школьная успеваемость у детей из бедных семей или семей, принадлежащих к этническим меньшинствам, может быть обусловлена недостаточным питанием и плохим медицинским уходом в сочетании с эмоционально и интеллектуально обедненной средой. Поскольку нестабильная финансовая ситуация, скверные жилищные условия, расовые предрассудки и проблемы в семейной жизни приводят к трудностям обучения ребенка, их профилактика – задача внутренней политики, требующая сочетания экономических, социальных, медицинских и образовательных мер.

0

4

Психическое здоровье: что нормально что нет

В чем отличие психического здоровья от психической болезни? Ответ на этот вопрос не всегда достаточно ясен.

Например, люди, которые слышат голоса в голове, могут страдать шизофренией, а человек, охваченный грандиозной идеей стать секретарем Организации Объединенных Наций без какого-либо на то основания, может страдать формой биполярного расстройства.

Но чаще всего различие между психическим здоровьем и психической болезнью не столь очевидно. Если вы боитесь выступать на собрании, свидетельствует ли ваш страх о наличии заболевания или это обычное расстройство нервов? Если вы ощущаете грусть и обескураженность, является ли это преходящим чувством или настоящей депрессией, требующей медицинской помощи?

Так что же такое психическое здоровье?

Культура, наука и психическое здоровье

Ученые, исследователи и эксперты по психическому здоровью бились над этим вопросом сотни лет, но даже сегодня грань между нормой и болезнью часто размыта.

Нормальность – понятие неоднозначное и часто связано с ценностями, сложившимися в определенной культуре или обществе. И даже внутри культуры концепция нормального психического здоровья может с течением времени эволюционировать, если социальные ценности или социальные ожидания изменяются. Новые медицинские исследования и знания также могут привести к изменениям в определении нормального психического здоровья.

Основным препятствием, которое затрудняет возможность отличить нормальное психическое здоровье от психической болезни, является отсутствие простого и надежного теста. Нельзя по анализу крови определить обсессивно-компульсивное расстройство, с помощью ультразвука определить депрессию или увидеть биполярное расстройство на рентгеновском снимке. Это не означает, что психическое расстройство не имеет биологической базы. Большинство психиатрических экспертов верят, что некоторые психические расстройства связаны с химическими изменениями в мозгу, и они начинают изучать эти изменения визуально. Но на данный момент нет никаких физиологических диагностических тестов для психического заболевания.

Отличие психического здоровья от психической болезни

Психиатры определяют психические расстройства по признакам, симптомам и функциональным нарушениям.

Признаки – это то, что объективный наблюдатель может документировать, например, волнение или учащенное дыхание.

Симптомы заболевания субъективны, например, эйфория или чувство безнадежности.

Функциональными нарушением является неспособность выполнения некоторых рутинных или важных повседневных задач, например, купаться или ходить на работу.

При психической болезни признаки или симптомы обычно проявляются:

в поведении (например, многократное мытье рук)
в чувствах (например, печаль)
в мыслях (например, в заблуждении, будто телевидение контролирует ваш разум)
в физиологических реакциях (например, потении)

Что является нормальным, а что нет

Как психиатры определяют - являются ли признаки, симптомы и дисфункции, которые вы испытываете, нормальными или ненормальными? Эксперты часто используют комбинацию следующих подходов.

Ваши собственные взгляды. То, как вы воспринимаете свои собственные мысли, поведение и деятельность, может помочь определить, что для вас является нормальным.

Вы можете осознавать, что не способны к повседневной деятельности. Если у вас депрессия, целыми днями может оставаться грязной посуда, вы можете прекратить купаться или потерять интерес к хобби. Вы можете чувствовать грусть и безнадежность и понимать, что с вами творится неладное, но можете и не осознавать этого.

Посторонний взгляд. Ваше собственное восприятие субъективно и не может дать точной оценки вашего поведения, мыслей и деятельности, но объективный наблюдатель способен это сделать. Для вас ваша жизнь может казаться вполне нормальной или типичной. Но для окружающих она может показаться странной или ненормальной. Так часто бывает при шизофрении. У человека с шизофренией могут быть слуховые галлюцинации. Он слышит голоса и ведет разговоры с ними, считая это нормальным общением с другим человеком. Но для тех, кто наблюдает его со стороны, это не может казаться нормальным.

Это обычное явление, когда люди не осознают своей болезни. Это верно как для психических, так и для физиологических расстройств. Например, человек может страдать заболеванием сердца или клинической депрессией и не знать об этом.

Культурные и этнические нормы. Часто норма в поведении и мышлении определяется культурой. Это означает, что нормальное в пределах одной культуры может считаться ненормальным внутри другой. Беседа с голосами, которые слышите только вы, являются индикатором шизофрении в западной культуре. Но такого же рода галлюцинации могут быть частью религиозного опыта в других культурах.

Иногда то, что считается нормальным и приемлемым в вашей собственной семье, выглядит ненормальным и нуждается в изменении вне вашего дома. Например, поведение ребенка с расстройством внимания или гиперактивностью, может быть неприемлемым в школьной среде, но воспринимается как нормальное в менее структурированной домашней обстановке.

Статистические оценки. Нормальное часто определяется как статистически среднее. Большинство людей придерживаются в своем поведении середины, в то время как другие впадают из одной крайности в другую. Эти крайности часто считаются ненормальными, так как люди с таким поведением отличаются от большинства.

Оценка психического здоровья

При оценке психического здоровья принимаются во внимание все четыре подхода: ваши собственные взгляды, взгляды других людей, культурные и этнические нормы и статистические данные. Психиатры могут спросить о том, как вы сами себя ощущаете, замечают ли другие разницу в вашем поведении и настроении и каков ваш культурный опыт. Они также могут попросить вас заполнить психологические анкеты.

Также рассматриваются другие факторы, в частности:

как давно у вас проявляются симптомы
насколько они сильны
насколько огорчительны для вас эти симптомы
как симптомы нарушают вашу жизнь
Чувствовать печаль - это нормально в том случае, если заканчиваются отношения, которые имели для вас ценность. Но если вы чувствуете сильную печаль и огорчение в течение нескольких недель и теряете интерес к жизни, у вас может быть депрессия. Аналогично, если вы тревожитесь перед важной презентацией, но справляетесь с признаками и симптомами, такими как потение или учащенное дыхание, у вас просто нормальный период страха, а не болезнь. И если вы накричали на служащего в магазине, у вас, может быть, был просто плохой день. Но если вы постоянно ведете себя оскорбительно, если вы гневливы, манипулируете людьми или пренебрегаете законом, у вас может быть асоциальное расстройство личности, которое иногда называют социопатией.

Психическое здоровье как процесс познания

Несмотря наличие определенных критериев и усилия поддерживать диагностику в духе солидной науки, точное определение нормального психического здоровья остается неуловимым. Специалисты признают сложности и прибегают для определения психического расстройства к характеристикам поведенческих и психологических синдромов. И эти синдромы могут быть ожидаемы не только как естественная реакция на какое-то особенное событие, как, например, скорбь по поводу смерти любимого человека.

Американские специалисты отмечают, что психическим расстройством является состояние здоровья, которое характеризуется изменением мышления, настроения или поведения (или их сочетание), связанные с тревогой и/или неполноценным функционированием.

По большому счету, психическое здоровье и психическое заболевание не имеют четко очерченных границ, и познание, что такое психическое здоровье и психическая болезнь – это непрерывный процесс. В некотором смысле диагностика психических расстройств ничем не отличается от диагностики или классификации физических расстройств. Так, в течение многих лет кровяное давление 1200/80 считалось нормальным. Это положение изменилось в одночасье в 2003 году, когда ученые объявили о том, что такое давление приводит к опасным для жизни сердечно-сосудистым проблемам.

Точно так же, как кровяное давление, новая медицинская информация может привести к изменению классификации психических расстройств. Могут быть добавлены новые расстройства, в то время как существующие будут удалены. Например, в настоящее время некоторые эксперты по психическому здоровью предполагают, что тяжелые предменструальные признаки и симптомы, которые испытывают каждый месяц некоторые женщины, могут быть классифицированы как психическое расстройство.

Ревизии могут отражать развитие социальных и культурных взглядов. Гомосексуализм, например, раньше классифицировался как психическое расстройство, но в начале 70-х эти взгляды были пересмотрены и из перечня заболеваний он был устранен.

Психиатрическое лечение эффективно, но не всегда необходимо

Даже если у вас диагностировано психическое расстройство, оно может не создавать проблем в вашей повседневной жизни до степени, требующей лечения. Вы можете катастрофически бояться пауков, но если вы никогда не сталкиваетесь с пауками или кто-то вместо вас может разделаться с ними, эта фобия оказывает незначительное или не оказывает никакого влияния на вашу жизнь.

Нужно ли рекомендовать специальное лечение в таких случаях? Большинство специалистов считают, что нет. Человек не нуждается в терапии, если его состояние не препятствует нормальной жизнедеятельности.

Некоторые критики даже утверждают, что необоснованно часто некоторые характеристики человеческой личности трактуются как аномальные, в чем могут быть заинтересованы фармацевтические компании для разработки новых препаратов. Однако на фоне определенных противоречий следует признать наличие на сегодняшний день достаточно эффективных методов лечения психических заболеваний, которые помогают многим людям жить нормальной полноценной жизнью.

0

5

http://upload.bbfrm.ru/pixel/f18761badd434dc78b9d128ba6290791/1/Гость/psihicheskoe_zdorovye_chto_takoe/169006.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/7e04f8acc03cddee111a7f82b3f1bdb1/2/Гость/psihicheskoe_zdorovye_chto_takoe/169006.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/8b5e9030087032612e1c67494d2b9090/3/Гость/psihicheskoe_zdorovye_chto_takoe/169006.jpg

0

6

Интересно описали. В некоторых местах текста детей своих распознала

0